Каратэ киокушинкай — это боевое искусство, которое имеет богатую историю и традицию, уходящую в глубину веков. Они зародились еще в средневековье. На данный момент, существует нечто, что можно назвать связующим звеном между этим прошлым и сегодняшним настоящим. И это звено технически и духовно называется КАТА. Ката, в переводе с японского «форма» или «образ», — представляют собой технические комплексы приемов традиционного каратэ. Ката в каждом виде каратэ свое, можно найти в них сходство, но мастера школ модифицировали ката. Однако, независимо ни от чего, все мастера различных стилей каратэ всегда придавали и придают изучению формальных комплексов исключительное значение, поскольку в ката заложены все основные принципы боевых искусств и собственно говоря принципы школ. И каждый стиль в каратэ имеет свои ката, которые отражают его особенности. Ката — это, в какой-то степени, история боевого искусства, которое нужно уметь понимать, чтобы постичь его сущность.

Раньше ката называли «бесконечные сокровища», так как рассматривали как настоящие ключи для познаний. Можно представить каратэ-до как начальный путь. И тогда получается, что ката — это самое главное, из всего того, что есть в каратэ, так как ката по своей сути — не только набор разнообразных движений, но также и генератор определенного состояния. Каратэ-до просто невозможно представить себе без существования ката. Ката — это широчайшее поле деятельности для любого человека, независимо от его физического состояния и возраста, которое он может перепахивать всю свою жизнь. Основатель сито-рю Кэнва Мабуни писал: «Самое важное в каратэ — это ката. В них собраны воедино приемы защиты и нападения. Поэтому необходимо ясно понимать смысл каждого движения и выполнять его правильно. Кое-кто полагает, что можно практиковать только спарринг, игнорируя ката. Однако такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в каратэ».

В первую очередь ката — это воображаемый бой с тенью. Начинается ката всегда с приветствия, после которого каратист встает в позицию «йой» (позиция готовности). Затем он начинает исполнять последовательность технических элементов: защиты, атаки, прыжки, удары и их комбинации. В моменты наивысшей концентрации каратист подчеркивает свои действия «киай». Затем этот воображаемый бой останавливается, и каратист возвращается в позицию «йой».

Каждая ката, как правило, начинается с защитного действия. Этим подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на агрессивных чувствах, а на умении владеть собой. Все ката основаны на главных принципах каратэ: чередование мягкого и жесткого, быстрого и медленного, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения ката служат четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с каноном. Схемы ката предполагают передвижения по определенной схеме. Заканчивается ката, как правило, в том же месте, что и начиналась. В каратэ существует большое количество различных ката, но только около сорока из них действительно оригинальны, другие являются только вариантами стилей. Хэйан, тэкки, канку, бассай, ганкаку, эмпи, хангэцу, дзион — все это виды различных ката. Технически ката отражают характеристики стилей, к которым они относятся: существуют ката быстрые, молниеносные, или медленные, основывающиеся на внутренней энергии. Некоторые ката являются смесью многих стилей; В основном, все ката произошли из старинных школ серин и серэй окинава-тэ. Отдельные древние ката происходят с XVII века, когда они были китайскими формами кунг-фу и назывались ТАО. Позже ката были завезены на Окинаву китайскими торговцами и военными. Отличительные особенности ката различных школ содержат последовательности разнообразных движений стиля, к которому они относятся. Существуют ката для начинающих, где все движения предельно простые и ясные, для подготовленных каратистов, когда уже необходимо выполнять более сложные технические элементы и их соединения (т.е. уже нужно совершенствовать свою технику), и, наконец, высшие ката, к которым подходят только после долгих лет обучения, так как их движения уже наполнены глубоким внутренним содержанием. Это наиболее интересный уровень, здесь каждый шаг имеет свой собственный неповторимый смысл. И для осознанного исполнения таких ката необходимы долгие годы упорных тренировок. Сейчас, в наши дни, все существующие ката являются лишь в большей или меньшей степени искаженными вариантами ката древних стилей, практиковавшихся много веков назад. Раньше эти ката были ключами к переходу в определенные состояния, каждый элемент в них имел свое неповторимое значение, и вполне естественно, что эти знания, передаваясь от учителя к ученику, широко не распространялись. Естественно, чисто формальное исполнение движений такого ката без внутреннего содержания не могло иметь никакого эффекта.

  Ката содержит в себе много определённых технических действий (ударов руками и ногами, блоков, перемещений ), цель которых — поразить воображаемого противника. Объяснение применения техники ката имеет два названия — «Бункай» и «Ойо».

Бункай означает «анализ»,»подробное рассмотрение элементов ката». Термин Бункай правильнее использовать в значении «разобрать весь комплекс техники ката на элементы и отрабатывать каждый элемент отдельно».

Ойо означает «практическое назначение, применение элементов ката». Термин Ойо правильнее использовать в значении практического применения технических приёмов в разных конкретных ситуациях.

Первоначальные назначение каждого вида техники ката забыто и потеряно, поскольку письменные записи отсутствуют, так же как и имена создателей ката или источников, откуда произошли ката и составляющие их технические приёмы.

Одна-две ката — вот единственное, что нужно человеку, если только исполнять их четко и с условием, что они станут «твоими». Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения познания и для сравнения. Как бы ни был богат и обширен ваш опыт в области формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины. Сколько бы человек ни выучил ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся. Учите правильно и отрабатывайте одну-две ката, и когда придет время их применить, то независимо от вашего сознания они окажутся эффективны сверх всяких ожиданий.

Основные требования при выполнении ката

— Четкое и правильное выполнение всех элементов ката.

— Контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в используемом пространстве.

— Правильное использование принципов дыхания, сжатия и расширения, напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и работать Хара (местом концентрации физической мощи).

— Постоянное сохранение Заншин (предельная концентрация на визуализированном противнике), передача боевого духа данного ката, мощный ки-ай.

— Соблюдение правильного ритма в ката и количество времени необходимого на его исполнение.

— Знание терминологии каждого движения используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в бункай-ката.

— Умение выполнять данное ката как в прямом, так и в обратном (зер­кальном) направлении ура-ката.

Только при выполнении всех вышеперечисленных требований можно переходить к изучению и практике следующего ката.

Тайкёку

Тайкёку («пеpвопpичина», «Великий Пpедел») — серия простейших ката, практикуемых в нескольких стилях карате. Ката серии Тайкёку созданы Гитином Фунакоси для обучения новичков посредством упрощения ката Пинан в 40-х годах XX века.

Ката Тайкёку выполняются по единой схеме на 20 шагов. Каждый поворот или разворот выполняется с блоком, каждый прямой шаг — с ударом. На восьмом и шестнадцатом шаге следует выкрик «киай».

Обычно рассматриваются три ката данной серии: Тайкёку-1, Тайкёку-2 и Тайкёку-3. Конкретное название в разных стилях может различаться. Так, например, в Киокушинкай эти ката называются, соответственно, Тайкёку-соно-ити, Тайкёку-соно-ни и Тайкёку-соно-сан; в Сётокан — Тайкёку Сёдан, Тайкёку Нидан и Тайкёку Сандан. Здесь слова «сёдан», «нидан» и «сандан» обозначают, соответственно, «первый уровень», «второй уровень» и «третий уровень». В Годзю Рю ката Тайкёку имеют нумерацию «гэдан», «тюдан» и «дзёдан» — нижний, средний и верхний уровень. В Сито Рю данные ката называются «Дзюни-но-ката» (十二の型 — ката на 12 шагов): Дзюни-но-ити, Дзюни-но-ни, Дзюни-но-сан. Обычно рассматриваются три ката Тайкёку, однако в разных стилях это число может варьироваться.

Во многих школах карате ката Тайкёку не изучаются, так как считаются простейшими и не заслуживающими внимания. В частности, их, как правило, даже не изучают в Сётокане, при том, что эти ката были разработаны именно создателем Сётокана — Гитином Фунакоси. Однако, создатель Киокушинкай Масутацу Ояма — напротив — очень высоко оценивал значения ката Тайкёку, сравнивая овладевание каратистом этими ката с умением ползать, которое необходимо, прежде чем ребёнок начнёт учиться ходить.

Пинан

Пина́н (яп. 平安) — серия ката, изучающихся в большинстве школ карате. Ката созданы окинавским мастером Анко Итосу для обучения детей путём упрощения более сложных китайских форм.

Окинавский мастер карате Анко Итосу создал ката серии Пинан на основе основных связок Канку и Бассай. Название «Пинан» означает «Умиротворение и покой». Существует ещё одна версия происхождения ката Пинан: предположительно, ката под именем «Чан-Нань» (Chaing-Nan), Итосу изучил у китайского мастера боевых искусств, который жил неподалеку от города Томари. Именно это ката легло в основу серии Пинан. Итосу реконструировал и упростил Чан-Нань, превратив его в серию из пяти ката Пинан. Кроме того, он дополнил Пинан некоторыми приёмами из других ката, практиковавшихся тогда в Сюри. Также говорят, что именно Итосу переименовал Чан-Нань в Пинан, поскольку считал, что китайское название является труднопроизносимым для окинавцев. Основатель Сётокан и патриарх японского карате Гитин Фунакоси изменил окинавское произношение «Пинан» на японское «Хэйан». Новое название совпало с названием славного периода японской истории. Под названием Хейан эти пять ката стали базовыми комплексами ряда стилей современного карате, в частности Сётокан. Итосу был одним из главным учителей Фунакоси, однако нет достоверных фактов, что Фунакоси изучил Пинан непосредственно у Итосу, поскольку Фунакоси перестал учиться у Итосу прежде, чем тот создал ката Пинан. Есть некоторые свидетельства того, что Фунакоси изучил Пинан у Кэнвы Мабуни в 1919 года, то есть через 4 года после смерти Итосу. Главной целью жизни Итосу было массовое распространение окинава-тэ, поэтому пять ката Пинан он рассматривал как пять первых шагов или пять последовательных этапов в изучении молодым поколением боевого искусства. Из четырёх главных современных стилей карате — Сётокан, Вадо-рю, Годзю-рю и Сито-рю, только Годзю-Рю не практикует ката Пинан. Причина этого видна из генеалогического древа Годзю-рю: основатель этого стиля — Тёдзюн Мияги — не учился у Итосу и, соответственно, не знал эти ката. Основатель Вадо-рю японец Хиронори Оцука, обучавшийся карате у Фунакоси вернул первоначальная название Пинан.

 

Варианты:

 

В разных стилях карате ката Пинан выполняются по-разному, однако общая схема остаётся неизменной. Различия в исполнении Пинан являются логическим результатом действий, осознанно осуществленных основателями каждого стиля. Ката Пинан часто являются первыми ката, которые преподаются новичкам в додзё. Это приводит к мнению у некоторых, что ката Пинан — это исключительно вводные формы, которыми должны заниматься исключительно дети и младшие ученики, что приемы, содержащиеся в ката Пинан неэффективны. Однако, это близорукий взгляд. Ката Пинан в действительности представляют собой последовательную систему изучения методов боя. В качестве аргумента, рассмотрим некоторые методы и принципы Пинан подробнее. Все пять ката Пинан начинаются с блока вместо атаки. Одна из наиважнейших целей карате, закончить бой, как можно быстрей, чтобы он не превратился в затяжное противостояние. Поэтому, важно понимать и знать общие принципы, а также соответствующие приемы защиты на самых первых этапах развёртывания боя. Именно из этой идеи исходил мастер Итосу создавая ката Пинан. После овладения навыками и методами Пинан, то есть — пресечения конфликтов в начальной их фазе, можно, наконец, переходить к последующим углубленным и специфическим приёмам ведения боя. Ката Пинан, таким образом, являются основой, базисом, азбучной грамотой, для того, чтобы опираясь на неё идти дальше.

 

Проанализировав все пять ката Пинан, можно увидеть их логику:

 

  • Пинан Сёдан содержит элементарные и незамысловатые приемы контакта конечностями, свойственные начальной фазе обучения.
  • Пинан Нидан имеет уже несколько более сложные приемы, которые включают противодействия захватам.
  • Пинан Сандан содержит ещё более сложные техники, в нем уже содержатся броски, подсечки, замковые захваты и прочие методы боя, которые могут использоваться, если вы и соперник захватили друг друга (clinch). Поэтому, можно сказать, что даже первых три ката Пинан уже содержат достаточно приёмов, чтобы уметь создать достаточное сопротивление.
  • В дополнение к главной серии Пинан 1-3, Пинан 4 и 5 являются подсерией в Пинан, предназначенной для относительно более сложных случаев, возникающих в бою. При этом, задачи Пинан 4 и 5 не должны автоматически ассоциироваться с задачами боя, решению которых, посвящены специальные продвинутые ката. И Йодан и Годан основываются на методах и понятиях, введенных в первых трёх формах. В общем и целом, Йодан вводит несколько более развернутые идеи и приемы, включая, как эти приемы могут использоваться в комбинации. Годан развивает эти идеи ещё дальше, что выражается в ещё более длинных комбинациях и переходах.

Канку-дай

Кусанкý (яп. クーサンクー、公相君), именуемое также Канку-дай (яп.観空大) ката с использованием многих техник. Изучается множеством практикующих школ, таких как школа Окинавы, школа Японского и Корейского карате. Во многих из стилей исполнения выделяются две версии Канку-дай: Кусанку-сё и Кусанку-дай. Название Кусанку (яп. クーサンクー) или Косокун (яп.公相君) используется в школе карате Окинавы и произошло от имени одного китайского дипломата из Фукена (англ. Fukien). Считается, что он посетил Окинаву, для того чтобы изучить их систему боя. В Японских школах карате это ката было известно как Канку (переводится как «глядение ввысь», «обзор неба» или «созерцание неба»), а с 1930 года была переименована Фунакоши Гитином (Funakoshi Gichin). Это ката также используется в Тан Су До и произносится на Корейском как Кон Сан Кун. Из-за уровня сложности, Канку-дай зачастую обучают только особо подготовленных студентов. Одной из ее отличительных особенностей является прыжок, включающий в себя два удара. Позиция этого ката называется «орёл»

Кусанку является краеугольным камнем для многих стилей карате. В нем смешаны стили: Белый журавль (Кунг-фу, известное множеством своих техник), Матсубаяси-рю карате ката которого знамениты своими летящими ударами и «обманными» позициями, которые лишают противника возможности атаковать, путем маха одной ногой вдоль плоскости земли и приседания на другой как можно ниже (ура-гама). Одно из бункай(часть техники) этой техники позволяет избежать «медвежьих объятий» сзади путем кручения и ухода от захвата руками. Техники движения рук в это время блокируют удары в голову, открывая возможность атаковать противника в пах, колено или стопу. Из-за своей сложности в исполнении, Кусанку является тяжелейшей из ката Матсубаяси-рю, и считается что для овладения этим Ката необходимо более 10 лет упорных тренировок.

В Сётокан карате, Канку-дай состоит из 65 движений, исполняемых на протяжении 90 секунд, которые представляют собой атаку и защиту против восьми противников. Канку-дай является основной формой ката; также есть второстепенная форма называемая Канку-сё. Канку-дай было любимейшим ката Гитина Фунакоши и представляло школу Сётокан. Эмбусён (путь движения) Какну-сё аналогичен Канку-дай, но начинается иначе. Канку-сё – это обязательная ката в Сётокан, которая требует высокой техники. В итоге часть ката Канку-дай, вошла в ката Анко Итосу, названное Хейен.

Суси Хо

Годзюсихо (五十四歩 – 54 шага) ката, используемая в карате. В некоторых школах карате, существует два стиля исполнения этого ката – Годзюсихо-Сё и Годзюсихо-Дай.

Преимущество двух двух видов ката заключается в том, что лучше осваиваются сложные техники, представленые в них, но иногда возникает некоторая путаница: многие последовательности действий совпадают, остальные имеют небольшие отличия. Эмбусён (начальная и конечная точка, а так же линия движения в ката) как в Годзюсихо-Сё, так и в Годзюсихо-Дай практически идентичен. Но Годзюсихо-Сё начинается с большого количества «продвинутых» техник, поэтому настоятельно рекомендуется к изучению.

Годзюсихо-Дай состоит из многих методик нанесения ударов по ключице. Годзюсихо-Дай и Годзюсихо-Сё это две версии одного ката пришедшего из Сётокан, называемого Усеичи (54) или Годзюсихо. Изначально имена были изменены и Дай стало называться Сё, а Сё стало называться Дай. Причиной этому стала путаница, произошедшая где-то в 1960-х или 1970-х на Всеяпонском чемпионате. Тогда высокопоставленный мастер Японской Ассоциации Карате объявил о представлении ката «Годзюсихо-Дай», а исполнена была «Годзюсихо-Сё». Из-за высокого уровня мастерства инструктора, никто не посмел спросить почему так случилось, но, все последователи школы Сётокан карате-до, которые присутствовали на этом Чемпионате стали использовать данные мастером имена. Внутри Международной Федерации Сётокан Каратэ-до Каназавы Хироказу названия «Дай» и «Сё» сохранились в своем первозданном виде, где «Дай» означает «Основной», а «Сё» означает «Второстепенный». Причиной этому послужил тот факт, что Каназава был старше рангом, чем вышеупомянутый инструктор и отказался изменять оригинальные названия кат.

Сантин

Сантин (サンチン — Сантин) эта ката, родом из Южного Китая (Fujianese). и лежит в основе нескольких стилей, наиболее известные из которых — Годзю-рю и Уэчи-рю карате, а также китайских боевых искусств Фуцзянь – «Белый журавль», «Пять предков» и комбинации стилей «Журавля-тигра», связанной с Ан Лин Хуат. Тэм Хон изучал стиль, который был назван просто «Саам Джин» («Sanchin» — Сантин на катонском). Название Сантин означает «три битвы», иногда интерпретируется как битва, объединяющая разум, тело и душу, хотя существуют и другие версии.

Версия, которая используется большинством школ карате, была разработана основателем Годзю-рю — Чодзюном Мияги и включает в себя очень сильную технику кулака «толчок». В Уэчи-рю и Рюсей, техника исполнения Сантин ближе к китайской версии со стремительными ударами руками, подобными атаке небольшой змеи.

В Сантин используется только одна стойка, имя которой и носит это ката (изначально она была названа: Пэппурэн 1 – «Peppuren 1»). Сантин-дачи является практической позицией, хоть ее и не легко освоить. Ноги защищают тело от ударов с разворота, в то же время открывая бедра противника для лоу-киков. Согласно руководству тай-чи («13 поз Чанцзы» — «Zhengzi 13 postures»), удар черпает силу из земли через ноги – выходит от бедра и аккумулирует силы всего тела для направления и фокусировки в одной точке.

Исполненное должным образом ката Сантин становится примером «жесткого» стиля карате: в нем задействованы все мышцы, что делает его одним из сложнейших в освоении. Этот вид силовой тренировки лишь недавно начал набирать популярность в Западном спорте, где стал известен как «Изометрическое обучение» в бодибилдинге.

В Китае Сантин используется для тренировок учеников с использованием «Ги» (яп. «Кi»), чтобы подготовить их к применению техники в бою. Сантин напоминает технику «Цигун», которая применяется в Китайском Ушу. В Цигун руки не сжаты в кулаки, потому что это ограничивает поток энергии «Ци» (Qi). Основное внимание в технике «Цигун» направлено на управление дыханием для генерирования Ци в организме. На Западе многие интерпретируют Ци/Ги как более глубокое понимание внутренней динамики тела и мышечного контроля путем многократных напряженных тренировок.

В Годзю существуют две ката Сантин: первая Сантин Мияги (или Сантин Дай Ити ), наиболее широко распространена и преподается как начальная Кихонгата (яп. Kihongata – «основная форма»). Ката Сантин Мияги было создано Чодзюном Мияги для того случая, когда каратист не может отступать, и поэтому движется вперед, а затем – в обратном направлении. Второе ката – Сантин Хигашионна или Сантин Дай Ни (яп. «Sanchin dai Ni») является версией более полным и старым, его преподавал Хигашионна Канрю. В этом ката каратист всегда продвигается вперед, но два раза поворачивается на 180 градусов. Изначально это ката, как и Сантин, содержало технику открытой руки, так как ката Сантин все еще принадлежало школе Уэчи-рю, но позже исполнение его было пересмотрено, и стала применяться рука со сжатым кулаком. Этому посодействовал ученик Мияги – Дзюхацу Киода, основатель То’Он-рю; Сёгун Мияги также одобрил данную версию.

Это ката было также задействовано в других школах карате, таких как Исчин-рю и Киокушин.

Некоторые обьясняют значение Сантин («Три битвы») как три стиля жизни: развитие разума, тела и духа. Благодаря надлежащей боевой подготовке, сначала человек учится правильно использовать свое тело, с помощью упражнений и тренировок техники ката. Позже он начинает осознавать истинный смысл своей подготовки и использует понимание бункай и истории для развития разума. Дух развивается гораздо позже в течении жизни, и осознать это могут лишь те, кто достиг вершины.

 

Авторизация
*
*
Генерация пароля
Яндекс.Метрика